Программа Инновационная деятельность для развития АПК Ростовской области и социальной сферы села  РОФССЭР Танаис Ростов-на-Дону
Опытное поле в хуторе Недвиговка (Танаис)

Презентация выставки в рамках

проекта «Музей хлеба»

(х. Недвиговка, Танаис).

Место проведения: г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 7, химический факультет, а. 320.

Время начала мероприятий с 12 ч 00 м.

Концепция проекта

   

ХЛЕБ (глава из книги)

 

Хлеб - всему голова.

 

Хлеб – дар Божий, отец, кормилец.

 

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска;

а хлеба край, так и под елью рай.

 

 

Из всех чудес света есть одно, малая доля которого перевесит все остальные – это хлеб . В молитвах всех религий второе имя после Бога – имя хлеба.

Поговорим о хлебе. Том самом, который ты видишь на столе ежедневно и, конечно же, не воспринимаешь как нечто исключительное.

Хлебные колосья старше человека миллионов на 10-20.

История хлеба важнее историй войн и революций, потому что в том, как человек бросал зерно в землю, как ухаживал за посевами, как убирал урожай, молол зерно в муку, выпекал хлеб, отразилась не только очень древняя материальная культура, но и духовная, связанная с самыми сокровенными обрядами и ценностями, то есть то, что мы называем святынями.

Имя первого легендарного землепашца причерноморских степей – Колаксай, что значит царь-солнце. О нем рассказал Геродот, но истоки легенды древнее письменного упоминания примерно на тысячу лет. Образ перекочевал и в славянскую мифологию, он носил имя Дажьбог, от него вели свою родословную воины князя Игоря «дажьбожии внуки» в «Слове о полку Игореве».

Но, как и в любой легенде корни ее не только во временах далеких, но и за тридевять земель: в древнеегипетской письменности, например, солнце, золото и хлеб обозначались одинаково – кружок с точкой посередине …

Когда Христос ищет образ для выражения сути новой религии, он берет в руки хлеб – Вот плоть моя!.. Если проследить в древность ассоциативную цепочку от круглой лепешки на столе перед апостолами в ту далекую ночь Великого Четверга ,мы придем к солнцу…

Сегодня весь процесс производства хлеба упрятан в машины: сеялки, комбайны, элеваторы хлебозаводы… В системе сложной техники этот процесс понятен только специалистам. Но для каждого человека важно знать истоки всего, что составляет основы его жизни, и вот он обращается к прошлому, находя в отношениях предков своих к хлебу и земле ответы и на многие сегодняшние вопросы. Ведь в тех внешне простых, как сказали бы сегодня, производственных процессах, в земледелии прошлого мы ярче видим живого человека с его страстями, желаниями, молитвами – по содержанию они те же что и сегодня: смысл жизни, любовь, дети, надежды…

Человеческая цивилизация начиналась с трудов земледельца, этой древнейшей профессии на земле. Языческий мотив прозвучал уже в наименовании – з е м л е д е л е ц, в нем составляющее – имя планеты, будто человек по праву оставлял за собой приоритет в ее создании, отводя Богу роль зрителя… Племенам, населявшим донские степи, хлеб был известен более шести тысяч лет назад. При раскопках древних памятников истории находки собственно зерен хлебных культур редки – сохраняются лишь обугленные зерна. Но археологи находят множество орудий и вещей, назначение которых так или иначе связано с хлебом.

Раскопки археологических памятников Нижнего Дона, входивших в границы античной цивилизации, дают уже довольно подробную картину культуры земледелия в этот период. Древние авторы, рассказывающие о донских степях после Геродота, плодородие земель Приазовья отмечали особо, подчеркивая, что «эта земля производит огромное количество хлеба». Зерновой хлеб был основным предметом торговли крупнейшего греко-скифо-сарматского города в тот период – Танаиса и многочисленных поселений в его округе, тянувшихся вдоль берегов Нижнего Дона. Некоторые из них располагаются в черте нынешнего города Ростова. Многочисленные находки дают возможность судить не только о видах культур, но и о конструктивных особенностях печей для выпечки хлеба. Одну из таких печей археологи обнаружили на территории города Ростова на Нижне-Гниловском городище.

Остатки зерен, найденные археологами и исследованные специалистами-палеоботаниками, позволили выяснить, что самыми распространенными зерновыми культурами на Нижнем Дону в античную эпоху были пшеница , ячмень, просо и рожь. Большие запасы зерна хранились в зерновых ямах. Такие подземные зернохранилища при раскопках городищ на Дону встречаются повсеместно. Они устраивались внутри жилых помещений, во дворах, в подвалах. Стенки ям часто обмазывались глиной и обжигались. После засыпки зерном хранилища тщательно закрывали. Низкая температура подземелья во много раз замедляла биологические процессы, обеспечивая хорошую и длительную сохранность зерна.

Самый древний хлеб – памятная с детства каша. На Украине любят пшенную кашу, в Англии овсяную, русские предпочитают гречневую, молдаване и абхазцы мамалыгу – кукурузную кашу. Кашу можно сварить так, что можно нарезать ломтями как хлеб. Так делают в Абхазии, очень вкусно с ломтиками сыра.

Но такой хлеб долго хранить нельзя. Поэтому люди придумали изготовлять из муки лепешки. Вначале пресные – они были главным хлебом человека до недавнего времени. Затем изобрели дрожжевой хлеб, тоже известный не одну тысячу лет, но вошедший в массовое употребление со средневековья.

Позднее хлеб выпекали из двух частей: верхний в виде лепешки накладывался на более массивный нижний. Такая форма хлеба сохранилась в Греции до наших дней и в церковной просфоре .

 

х х х

 

В XIX веке хлебопашество – основа хозяйственной жизни Дона. Строки старинных документов о хлебе звучат как эпическое повествование:

«Но если на кого выйдет, за повреждение хлебов и трав, без необходимой нужды, жалоба в то время виновник всему, яко неблагомыслящий общей пользе, сопряженной с жизнью человеческою, будет отвечать строго…». «Сопряженный с жизнью человеческою…» Строки из приказа донским полкам, подписанного атаманом Платовым в апреле 1807 года.

За столетия сложилась многообразнейшая символика традиций и обрядов, связанных с хлебом,кажется. Что все народы планеты сидят за одним столом вне времени и пространства ,а в центре каравай хлеба.Люди породнены хлебом…

Под новый год девушка метет полы в доме, если попадется хотя бы одно зернышко – верный признак,что идти ей под венец на будущий год.

Первый человек, посетивший дом в день Нового года, осыпается зерном. У всех народов Европы одинаково распространен обычай осыпать зерном, горохом или орехами жениха и невесту: «Житом посыплет, чтобы жить хорошо…». Ни один праздник не обходится без подчеркнутого благоговения к хлебу. Хлеб ставится в центре самого изобильного пиршества, здесь он – символ благополучия и богатства. «Хлеб-соль!» - приветствовали на Руси гостя, усаживая за стол с разнообразными блюдами.

Яркая аграрная основа в одном из древнейших народных праздников колядования. Праздник этот новогодний, в нем много игр, песен. Из собственного детства запомнилось, как ранним утром, еще затемно, мы, хуторские подростки, разделившись на группы по трое-четверо, ходили по домам с колядками. Переступив порог, обсыпали зерном красный угол , хозяев, домашнюю птицу, при этом пели – хором, слаженно, стараясь как можно громче: «Сеем, сеем, посеваем, с Новым Годом поздравляем, со скотом, с животом, со пшеницею-овсом…» Затем величали хозяина и хозяйку. Нас одаривали сластями. И не дай бог обойти колядованием какой-нибудь дом – для хозяина это оскорбление и знак неблагополучия.

И еще один из июльских месяцев детства… Жара такая, что кажется, потяни слабый ветерок - и листья деревьев на обочине тотчас отзовутся колокольным звоном. Мы, подростки, возим от комбайна зерно на ток в повозках-шарабанах. Частью пыльное полотно дороги протянулось вдоль берега реки. И, бросив поводья, мы срываемся с повозок. С сухим треском ломаем заросли камышей – и в прохладной голубой колыбели на мгновение забыто все, весь взрослый мир труда, забот о хлебе и завтрашнем дне. Потом вперегонки догоняли далеко ушедших лошадей, валились в повозки, зарываясь в зерно…

Как давно это было – оглядываясь назад, теряешься в годах. Забыто многое – и сладчайший вкус довеска черного хлеба, съеденного по дороге домой из магазина, и забота о еде на завтрашний день. Забыты. Но ни за одним столом, как бы обилен он ни был, я никогда не испытал того ощущения богатства, довольства, добра, излучавшихся зерном в тех шарабанах из далекого теперь детства.

И потом мир долго казался огромным полем, в большей части своей засеянным пшеницей. И когда впервые увидел большой город, был убежден в том, что асфальт весной сворачивают в рулоны, освобождая землю для посева…

Наверное, со временем люди придумают более совершенные продукты питания, уже и сейчас наука оспаривает у природы многое из того, что казалось неоспоримым… Но и в самых далеких уголках Вселенной планета Земля будет отождествляться с хлебным колосом, взрастившим человеческую цивилизацию.

 

 

НАЙДИ ОТВЕТ:

 

Хлебом мы называем выпечку из пшеничной и ржаной муки. На страницах литературных произведений XIX века тебе чаще встретятся слова «рожь», «ржаной хлеб». Попробуй рассказать – в чем отличие ржаного хлеба от пшеничного.

 

 

ОТВЕТ

к главе «Хлеб»

 

Рожь – хлебный злак, как и пшеница. Появилась рожь вместе с культурой пшеницы как сорная примесь. Но рожь выносливее и более урожайная, поэтому и выделилась в самостоятельную культуру. Из нее делали «черный хлеб» - белок ржи под влиянием влаги и кислорода быстро окисляется и темнеет. Но на протяжении многих столетий рожь была основным хлебом крестьянина, а пшеница – лакомством и дополнением к ржаному, что метко отразилось в народных пословицах:

 

«Матушка рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка – по выбору».

 

«Не кланяюсь богачу: свою рожь молочу!»

 

«Тот и хорош, у кого родилась рожь».

 

Пшеничный хлеб выпекали самых разных форм и размеров - калачи, булки, пироги, а ржаной в виде буханок – клейковины белка у ржи немного.

 

ПОСЛОВИЦЫ:

Хлеб батюшка, водица матушка.

Хлеб всему голова

Хлеб греет не шуба

Худ обед коли хлеба нет.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай.

Хлеб на столе, и стол престол; а хлеба ни куска – стол доска.

 

ЗАГАДКИ:

Лежит бугор между гор, пришел Егор унес бугор. (хлеб в печи)

Еду, еду – следу нету, режу, режу - крови нет (вода, леб)

 

 

СЛОВАРЬ

к главе «Хлеб»

 

Пшеница - хлебный злак – слово общеславянское. Но

первоначально пшеницей или пшеном называли

крупы – толченое в ступке, очищенное от шелухи

зерно, в основном просяное. По-видимому, наши

предки предпочитали вареную крупу, кашу.

Испеченный каравай появился позднее, и слова

«хлеб», «коврига» оказались заимствованными из

других языков: «хлеб» - из германских, а «коврига» -

из тюркских.

Ну, а то, что каша была почитаемой и уважаемой

всеми едой, отразилось в старых пословицах и

поговорках, знакомых каждому и сегодня: «Щи да

каша – кормилица наша», «Густая каша семьи не

разгонит» и т.д.

В Древней Руси популярна была книга

«Домострой» - своеобразный устав о домовом

строении: «…как всякий запас собирать – и хлебный,

и мясной…»

В нем ты встретишь такое определение пшеницы:

«самый известный каждому хлеб и между прочими

злаками больше всего соответствует природе

человека, потому что растит человеку тело до

нужной комплекции».

 

Хлебопашец В русском языке землепашец и хлебопашество –

синонимы, характеризующие весь объем занятий от

вспашки земли до уборки урожая.

 

Хлебосольный От слов «хлеб-соль!». Произносившихся гостем как

пожеланье если приходил в дом, когда семья

обедала. - Просим за стол – приглашал хозяин гостя.

Отсюда – хлебосольный, открытый дом, где всегда

рады гостям. За хлеб-соль не платят, кроме –

спасибо.

 

 

В.Ф. Чеснок
Опытное поле в хуторе Недвиговка (Танаис)

 

Территория будущего "Музея хлеба"

 

т. 8-988-541-80-30 Е-mail: fond-tanais@yandex.ru

     
© РОФССЭР «Танаис», 2011