ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ — ГРАЖДАНАМ РОССИИ»

 

 

В 2005 году рабочая группа Президиума Госсовета начала анализировать существующую российскую и западную практики в области развития рынка жилья. Полученные результаты легли в основу идеи национального проекта в жилищной сфере.
На заседании президиума Госсовета 19 апреля 2005 года представили доклад «О мерах по обеспечению граждан России доступным жильем», где прозвучала идея о консолидации усилий по решению квартирного вопроса в рамках приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
Все предложения рабочей группы по развитию жилищного строительства подкреплены перечнями из 125 мероприятий и 94 нормативно-правовыми документами. Они представлены в докладе и являются составной частью Национального проекта, который включает в себя комплекс правовых, организационных и финансовых мер, предпринимаемых федеральным центром, субъектами, муниципальными образованиями, бизнесом и гражданами в целях формирования рынка доступного жилья и развития жилищного и коммунального хозяйства страны.
Юридической базой Национального проекта должны стать ранее принятые нормативные правовые акты, включая новые Жилищный, Градостроительный кодексы и так называемый Декабрьский жилищный пакет. В их развитие рабочей группой подготовлен перечень нормативных правовых актов, которые необходимо дополнительно разработать и принять на федеральном, региональном и местном уровнях. В ноябре 2005 года Правительство РФ утвердило План подготовки первоочередных актов по реализации приоритетных национальных проектов, решения по которым необходимо принять в 2005 году и в I квартале 2006 года.
Начальный этап реализации Национального проекта, рассчитанный до 2010 года, должен решить три основные задачи:
1) увеличить годовой ввод жилья до 80 млн. кв. м. Для этого надо:

·  повысить эффективность федеральных целевых программ, прежде всего программы «Жилище», разработать и реализовать региональные и муниципальные программы;

·  подготовить земельные участки за счет бюджетов всех уровней на условиях софинансирования со стороны частных инвесторов. Реализация этих участков уже происходит на аукционах и конкурсах;

·  активизировать строительство социального жилья и выполнение государственных обязательств;
2) увеличить количество выдаваемых ипотечных кредитов до 1 млн. (с 46 тыс. в 2004 году).
Механизмы достижения цели следующие:

·  компенсация отдельным категориям граждан части процентной ставки за счет бюджетных средств (на эти цели до 2010 года необходимо около 118 млрд. руб.);

·  предоставление долгосрочных гарантий по ипотечным кредитам;

·  увеличение уставных капиталов ипотечных агентств;

·  принятие минимальных федеральных стандартов по ипотечному кредитованию Правительством РФ;

·  развитие ссудосберегательных касс;
3) модернизировать и реформировать жилищное хозяйство и коммунальную инфраструктуру. Для этого необходимы финансовое оздоровление и демонополизация предприятий коммунального хозяйства, реконструкция жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.
При Президенте РФ 21 октября 2005 года создали Совет по реализации приоритетных национальных проектов, который возглавил В. В. Путин. Члены нового органа готовят предложения Президенту РФ по разработке приоритетных национальных проектов и мер, направленных на их реализацию, рассматривают концептуальные основы, цели и задачи приоритетных национальных проектов, определяют способы, формы и этапы их реализации, проводят анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и подготовку предложений по ее совершенствованию.
В его состав входят министры, спикеры Госдумы и Совета Федерации, депутаты, главы регионов, полномочные представители, эксперты.
В Правительстве РФ ответственным за реализацию национальных проектов назначили первого заместителя Председателя Правительства Д. А. Медведева, который координирует работу федеральных органов исполнительной власти, дает им поручения по реализации национальных проектов.

Кому и что даст реализация Национального проекта
Реализацию приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» можно представить в двух форматах:

·  совершенствование нормативного правового регулирования строительного рынка и рынка ипотечного кредитования;

·  выделение государственных средств на отдельные мероприятия, в том числе на развитие ЖКХ, предоставление субсидии на часть стоимости приобретаемого жилья, предоставление жилья военнослужащим и т. д.
Первая группа мер позволит снизить ставки по ипотечным кредитам и цены на квартиры, что сделает доступным жилье для так называемого среднего класса, то есть для большинства населения страны.
Вторая группа мер направлена на создание строительных площадок, обеспеченных инженерной коммунальной инфраструктурой (на подключение дома к коммунальным сетям приходится значительная доля затрат на его строительство). В результате запланировано уменьшение цены квадратного метра жилья. Также бюджетное финансирование будет направлено на поддержку тех, кто не в состоянии взять ипотечный кредит или внести первый взнос по нему. Сокращение очереди на получение жилья проведут за счет частичного финансирования государством приобретения квартир. Так, 40 % стоимости жилья для молодой семьи оплатит государство, а на оставшиеся 60 % супруги возьмут ипотечный кредит.
Центральную роль в решении проблем доступного жилья и реформировании жилищно-коммунального хозяйства по-прежнему отводят федеральной целевой программе «Жилище». Общий объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета в 2006-2010 гг. составит 223,2 млрд. руб.
Перечислим вкратце то, что ждет россиян по прогнозам правительства в 2010 году при успешной реализации приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»:

·  улучшение жилищных условий населения страны;

·  рост объема вновь вводимого и реконструируемого жилья до 80 млн. кв. м в год;

·  доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. м будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года;

·  увеличение объемов предоставления ипотечных жилищных кредитов (займов) до 415 млрд. руб. в год;

·  возможность приобретения жилья, в том числе с помощью собственных средств и ипотечных кредитов (займов), для 30 % семей;

·  сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15–20 лет до пяти-семи лет;

·  адресность поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;

·  повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 60 до 50 %).
Среди программных мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы наиболее важными являются: принятие документов по регулированию рынка ипотечных ценных бумаг; привлечение средств пенсионных фондов и страховых компаний на рынок ипотечных ценных бумаг; страхование ипотечных жилищных кредитов; деятельность бюро кредитных историй, жилищно-накопительных кооперативов; совершенствование системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; защита прав покупателей жилой недвижимости.

Валентина Павлова,
ведущий специалист аппарата Комитета Совета Федерации
по финансовым рынкам и денежному обращению

"Недвижимость & Цены" № 51 (2005 г.)