НП Ассоциация "Граждане Ростова"

Открытое письмо

Открытое письмо

в министерства строительства

и культуры Ростовской области

 

Данное письмо-обращение посвящено градостроительной политике в историческом Ростове-на-Дону, которую коротко можно обозначить как «максимизация прибыли в строительном секторе в отсутствие ограничений по характеру новой застройки» . Действительно, на практике таковых не существует ни по назначению возводимых зданий (за исключением, пожалуй, только промышленных объектов), ни по этажности, ни по геометрической форме, ни по наличию/ отсутствию отделки, ни по наличию/ отсутствию декоративных деталей.

Ситуация со строительством в центре настолько прозрачна, что доступна любому заинтересованному наблюдателю. Типичная картина событий здесь выглядит так: 1. застройщик приобретает права на интересующий его участок («пятно»), 2. производит отселение и снос и … 3. (в девяти случаях из десяти) строит многоэтажный жилой – как правило, типовой, примитивной формы, без отделки, без декоративных деталей. Дома эти растут как грибы: наступление новой застройки приобретает характер стихии, грозящей поглотить весь старый центр Ростова-на-Дону. Так, например, в историческом районе «Нахичевань» снос производится целыми кварталами.

Вместе с тем, по градостроительной политике на самом деле существуют серьёзные ограничения. И это совсем не мнение общественности города, к которому можно прислушиваться или нет. Эти ограничения содержатся в федеральном законодательстве и, прежде всего, в Законе РФ «Об объектах культурного наследия» от 25 июня 2002 г . № 73. Им, в частности, установлено, что органом власти, ответственным за его исполнение, является Правительство Российской Федерации (статья 10). В статье 12 указано, что положения Закона будут развиваться в федеральных целевых программах, а статья 59 вводит понятия «историческое поселение» и «предмет охраны исторического поселения». Эти понятия настолько важны, что достойны быть процитированными полностью. Итак, статья 59:

«1. Историческим поселением в целях настоящего Федерального закона является городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.

2. В историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты».

На основании Закона «Об объектах культурного наследия» Правительство РФ своим постановлением от 25 ноября 2001 года № 815 ввело в действие федеральную целевую программу «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)». В ней в Приложении 1 «Перечень исторических городов России» Ростов-на-Дону признаётся историческим городом или в соответствии со статьей 59, часть 1 Закона «Об объектах культурного наследия» – историческим поселением со всеми вытекающими правовыми последствиями.

В соответствии с разделом 2 Федеральной целевой программы «Содержание проб-

лемы и обоснование необходимости ее решения программными методами» Ростов-на-Дону относится к 3-й группе по процентному соотношению территории исторической застройки и общей территории города: 15-30 процентов застроенных городских земель. Об этой группе в Программе сказано: «На протяжении длительного времени такие города существовали в своих исторических границах, фиксирующих небольшое по площади поселение с регулярным планом, а основное развитие они получили во второй половине ХХ века на новых территориях. Общий облик значительной части этих городов достаточно сильно изменен и требует сохранения архитектуры исторического центра, его полного или фрагментарного возрождения » (подчернём: «сохранения» и «возрождения», а не сноса и замены новой застройкой!).

Далее в разделе 3 « Цели и задачи Программы» сказано (цитируем):

а) среди главных целей «сбережение, восстановление и совершенствование архитектурной среды, целостности архитектурного облика исторических городов как важнейшего компонента национального культурного достояния России», «создание благоприятных условий для улучшения функционирования исторических городов и обеспечения комфортных условий проживания и пребывания в них»;

б) среди основных задач «исследование, объективная оценка, восстановление и совершенствование архитектурного наследия исторических городов разной величины, типа и профиля», «комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов как мест наибольшей концентрации объектов архитектурного наследия, имеющих непосредственную функциональную взаимосвязь с современной инфраструктурой поселения».

Программой предусматривается «гармонизация силуэта и панорамы исторических городов, восстановление градоформирующих доминант, снятие или снижение воздействия диссонансов, достижение композиционного единства города во взаимосвязи исторических и новых районов, органичное сочетание городской среды с природным окружением» (раздел 4). Здесь же в разделе 4 «Система программных мероприятий» указывается: «При реконструкции исторических центров необходимо обеспечение преемственности ис-торических градостроительных традиций. Введение новых объектов в исторически сложи-вшуюся городскую среду также должно следовать традициям и соответствовать окружаю-щему архитектурному контексту». Как мы видим из процитированного, ничего общего с практикой, имеющей место в настоящее время в Ростове-на-Дону!

Подводя итог, можно сказать: для градостроительной политики в нашем городе су-ществуют мощные законодательные ограничения (и, добавим, ориентиры!), которые до сих пор игнорируются. По нашему мнению, такое положение есть результат отсутствия областной целевой программы на 2002-2010 годы, развивающей положения соответствующей федеральной, которые приводились нами выше.

Инициативная группа граждан Ростова настоящим письмом обращается к министерствам строительства и культуры Ростовской области, поскольку действующим законодательством установлено, что государственными заказчиками по федеральной целевой программе «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов» являются Госстрой и Министерство культуры Российской Федерации.

Мы настаиваем на немедленном прекращении всякого нового строительства в историческом Ростове – на территории в границах «набережная - Сиверса - Текучева - Театральный» плюс Пролетарский район в границах Нахичевани-на-Дону 1928 года. Считаем сложившуюся градостроительную практику противоречащей федеральному законодательству и требуем её критического осмысления и пересмотра.

Предлагаем в неотложном порядке в сотрудничестве с общественностью и специалистами нашего города разработать специальное дополнение к областному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ростовской области», направленного на регулирование отношений по охране культурного наследия Ростова-на-Дону в целом, в особенности – его исторического центра. До обсуждения и принятия этого документа любые действия по сохранению или трансформации существующей градостроительной политики должны быть приостановлены нормативным правовым актом Ростовской области.

Граждане Ростова-на-Дону.

Проект обращения рассматривался на вторых общественных слушаниях по проблемам культурного наследия города 26 января 2006 года.

Дополнительная информация по указанным вопросам может быть получена по телефонам: 2407096, 89044737376, 89045012216 или по электронной почте.

об организации | карта сайта | новости | контакты | ©2005 НП Ассоциация Граждане Ростова