НП Ассоциация "Граждане Ростова"

Наши проекты:

Обращение
граждан Ростова-на-Дону к депутатам
Законодательного собрания
Ростовской области

Мы, граждане Ростова-на-Дону, собравшиеся 07 декабря 2005 года на первые общественные слушания, посвященные проблемам культурного наследия города, приняли данное обращение к депутатам Законодательного собрания Ростовской области. Цель документа – стимулировать инициативу по принятию специального дополнения к областному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ростовской области», направленного на регулирование отношений по охране культурного наследия Ростова-на-Дону в целом, в особенности – его исторического центра.

Наш город как среда обитания является общим достоянием всех его жителей, каждый из которых в соответствии с действующей Конституцией РФ имеет право на доступ к культурным ценностям и обязан заботиться о сохранности исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

За время существования Ростова-на-Дону сменилось не менее десяти поколений горожан, совместными усилиями которых в нем создано все, что мы любим и чем можем гордиться. Культурная ценность Ростова официально признана на государственном уровне занесением в федеральный список исторических городов.

Общественность города имеет устоявшееся представление об основных слагаемых его уникальности – о том, что делает его облик неповторимым и отличает от других мегаполисов России. Это: малоэтажность, особое сочетание архитектурных стилей 19 – середины 20 столетия (включая так называемый «сталинский классицизм»), высокие уровни озеленения и благоустройства. Мы одинаково понимаем под историческим центром города территорию в границах квадрата «набережная - Сиверса - Текучева - Театральный» и включаем в понятие «исторический Ростов» наряду с обозначенным центром территорию Пролетарского района в границах Нахичевани-на-Дону 1928 года (на момент объединения городов-соседей).

Утрата исторического облика. Начало этому процессу положено в 1950-х годах принятием известного постановления ЦК и Совмина по градостроительной политике, осудившего «архитектурные излишества». Тогда был дан старт строительству типового жилья по принципу «Проще, быстрее, дешевле!». Появление многоэтажных домов, примитивных форм, неотделанных фасадов, отсутствие декоративных деталей, низкие потолки, малый метраж и т. д. было встречено горожанами с пониманием и даже энтузиазмом: в условиях острой нехватки бесплатно давались «изолированные» квартиры, к тому же строительство многоэтажек происходило главным образом на окраинах – в новых жилых массивах. Однако в последние 10-12 лет это строительство перенесено в старые кварталы города – те, что справедливо ассоциируются с понятием «Ростов исторический». Особенно активно идет наступление на центр вопреки известной из мирового опыта закономерности развития мегаполисов: «центр для работы и отдыха, периферия для спальных районов». Таким образом, наносится двойной удар: разрушается прошлое и создаются проблемы на будущее.

В запущенном состоянии пребывает значительная часть старой застройки. В приличном виде поддерживаются «парадные» улицы (Б. Садовая, Пушкинская). Обновляются фасады в прилегающих к ним кварталах. Серьезных же реконструкции и реставрации как массового явления в городе не наблюдается.

Уничтожаются зеленые насаждения Ростова-на-Дону. Причины этого две: 1. новые владельцы первых этажей ликвидируют газоны и деревья для «улучшения» обзора их магазинов, салонов, кафе и т. д., а также для создания прилегающих «карманных» стоянок (повсеместное массовое явления); 2. коммунальные службы делают то же самое для приспособления под автотранспорт все новых улиц и производимым в связи с этим расширением проезжей части (последний пример – улица Варфоломеева), а также из очевидного нежелания заниматься такими «мелочами» как озеленение. Начата не имеющая оснований практика сдачи в аренду общественных парков.

Выкуп первых этажей сопровождается оформлением каждого нового бизнес-объекта в собственном стиле, отличном от общего стилевого решения всего здания. Делается это без учета историко-культурного статуса здания по принципу «Моя собственность: что хочу, то и делаю!».

Снизился уровень благоустройства города. Состояние всего – мостовых, тротуаров, скверов, подземных переходов, дворов, уличного освещения – хуже, чем 15-20 лет назад. Большая часть ливневой канализации прекратила существование (закатана в асфальт). Изменение государственного строя не может служить оправданием: в городах «капиталистической» Европы (как и в «социалистическом» Ростове раньше!) с благоустройством все в порядке.

В больную проблему превратилось уличное движение. Сведен к минимуму городской электротранспорт, а количество автомобилей с начала 1990-х увеличилось в разы и продолжает расти. В основном это «секонд хэнд» с соответствующими последствиями для экологии. Муниципалитет пытается работать с транспортной нагрузкой исключительно с помощью дружественных автовладельцам мер, всеми силами увеличивая пропускную способность и стояночную вместимость города. Никаких ограничений на допуск транспортных средств в кварталы исторического центра не существует. Угроза для сохранности объектов культурного наследия (не говоря уже о здоровье горожан) со стороны автомобильного движения является реальной и нарастающей.

В Ростове-на-Дону есть район компактной исторической застройки – место, откуда

он начинался. «Ростов изначальный» расположен между Центральным рынком и набереж-ной Дона и занимает территорию бывшей Солдатской слободы в границах квадрата «Станиславского - Ворошиловский - Донская - Буденновский». Он состоит преимущественно из малоэтажных зданий 19 – начала 20 веков, среди которых 38 зарегистрированных памятников истории и культуры. Ориентация на развитие города по периферии и (возможно) наклонный рельеф в этом районе в течение всего прошлого века удерживали от застройки его «современными» домами. Сегодня эта часть старого Ростова является объектом пристального внимания со стороны желающих заработать на освоении такого «заповедника» в центре, и процесс сноса с застройкой многоэтажным жильем здесь идет со стороны Ворошиловского проспекта и улиц Ульяновской и Донской. Вместе с тем, упомянутый выше район является единственным местом, где может быть создана особо охраняемая зона «старого города» – туристический ресурс, сочетающий памятники прошлого и доходную недвижимость в декорациях старой архитектуры.

Меры, которые мы предлагаем. 1. Считаем необходимым разработать и принять специальное дополнение к областному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ростовской области», направленное на регулирование отношений по охране культурного наследия Ростова-на-Дону в целом, в особенности его исторического центра. Просим депутатов Законодательного собрания Ростовской области выступить с соответствующей инициативой и привлечь для разработки этого документа лучших специалистов и общественность города.

2. Настаиваем на официальном признании в качестве исторического Ростова-на-Дону территории в границах квадрата «набережная - Сиверса - Текучева - Театральный», а также Пролетарского района города в границах Нахичевани-на-Дону 1928 года (далее для краткости совместно обозначаются как «Сити»). Предлагаем весь ростовский Сити объявить «зоной регулирования застройки и хозяйственной деятельности» (см. областной закон «Об объектах культурного наследия», Статья 17) и приостановить на его территории начало любого сноса старой застройки и какого-то ни было нового строительства вплоть до принятия Законодательным собранием Ростовской области интересующего нас дополнения по культурному наследию Ростова-на-Дону.

3. С целью сохранения исторических кварталов города как сложившейся культурной среды и остановки развития их как «спальных районов» считаем необходимым запретить на всей территории Сити строительство многоэтажного жилья и в целом ограничить строительство в этом направлении по принципу «новое жилье только вместо сносимого старого и только высотой не более трех этажей». С целью сохранения архитектурной специфики Ростова как преимущественно малоэтажного города предлагаем ограничить высоту новых общественных зданий, возводимых в пределах Сити, 30 метрами (то есть, не более высоты здания Администрации Ростовской области). Также предлагаем при строительстве на обозначенной территории жестко руководствоваться принципами, прямо противоположными декларированным в известном постановлении ЦК и Совмина 1955 года. Это означает: малоэтажность, развитые архитектурные формы, отделка фасадов, присутствие декоративных деталей («архитектурных излишеств»), высокие потолки, просторные помещения, современные удобства – обязательны. И, разумеется, социальному жилью с его экономией на всем не место на территории исторического Ростова.

4. Для улучшения эстетического облика застройки и лучшей сохранности зданий законодательно должен быть установлен порядок, обязывающий всех владельцев недвижимости в границах ростовского Сити произвести и поддерживать на регулярной основе внешнюю отделку зданий с включением в таковую оформление лоджий и балконов в едином стиле соответствующего объекта. Единство стиля также должно быть обязательным для всех встроенных и пристроенных помещений, включая имеющие отдельный вход бизнес-единицы первых и вторых этажей.

5. Мы настаиваем на проведении на регулярной и плановой основе капитального ремонта, реконструкции и реставрации всей старой застройки в границах ростовского Сити. Этому процессу должно предшествовать и сопутствовать сплошное историко-культурное исследование обозначенной территории. В ее границах при любом сносе новому строительству в обязательном порядке должны предшествовать археологические и геофизические изыскания.

6. Неотъемлемым элементом исторического облика Ростова-на-Дону (не говоря уж о важности для здоровья горожан) являются зеленые насаждения – парки, скверы, бульвары, газоны, деревья, кустарники. Считаем необходимым объявить всех их без исключения «зоной охраняемого природного ландшафта» (см. областной закон «Об объектах культурного наследия», Статья 17). В целях защиты зеленых насаждений города предлагаем: а) на постоянной основе вести их учет; б) установить повышенную административную ответственность за их уничтожение и независимо от причин такового возлагать на соответствующие лица обязанность оплачивать восстановление утраченных зеленых насаждений в том же объеме на том же или (в случае невозможности) другом месте. Для поддержания профессиональных стандартов в деле сохранения и развития зеленых насаждений Ростова, по нашему мнению, необходимо создать специальную службу – городское лесничество. Следует также осуществить мероприятия по максимально возможному «озеленению» всей территории Сити.

7. Неотъемлемым элементом исторического облика Ростова является также уровень благоустройства. В особенности это касается «лица» города – его старых кварталов. В целях достижения и поддержания достойного уровня благоустройства города предлагаем в срочном порядке разработать и довести до широкой общественности «карту ответственности за благоустройство в Ростове-на-Дону», где вся территория будет распределена между ответственными лицами с указанием официального статуса и контактных данных каждого. Необходимо законодательной закрепление этой ответственности в едином правовом документе с подробной детализацией соответствующих полномочий, обязанностей и санкций за неисполнение. Следует также создать условия для регулярного и честного освещения соответствующих вопросов в средствах массовой информации города.

8. Мы констатируем как факт, не вызывающий никаких сомнений: невозможно снизить транспортную нагрузку на старые кварталы города только за счет повышения их пропускной способности и стояночной вместимости. Мало того, это просто вредно делать с точки зрения сохранения объектов культурного наследия! Ростову-на-Дону придется обратиться к мировому опыту по ограничению присутствия автотранспорта в исторических центрах городов. И чем раньше заимствование проверенных и оправдавших себя мер произойдет, тем лучше!

9. Мы настаиваем на сохранении компактной старой застройки и целостного исторического облика «Ростова изначального» путем создания особо охраняемой зоны в границах квадрата «Станиславского - Ворошиловский - Донская - Буденновский» (см. «охранная зона», областной закон «Об объектах культурного наследия», Статья 17). Предлагаем на обозначенной территории: а) сохранить силуэт старого Ростова – малоэтажность и архитектурные стили 19 – начала 20 веков; б) реконструировать и реставрировать все объекты, представляющие подлинную архитектурно-историческую ценность; в) постепенно заменить весь малоценный и ветхий фонд на здания в архитектурных стилях старого Ростова (там, где это возможно по подлинным материалам); г) заменить инженерные коммуникации на новые и во всех кварталах заново создать ливневую канализацию; д) по единому плану провести благоустройство улиц и дворов; е) создать на территории торгово-пешеходную зону и в целом ограничить на ней проезд автомобильного транспорта; ж) активно содействовать формированию инфраструктуры услуг (элитные офисы и жильё, эксклюзивные магазины и рестораны, культурно-зрелищные предприятия, мини-отели, частные клубы и центры отдыха, музеи, галереи и т.д.). Считаем, что создание предлагаемой нами историко-культурной зоны в самом сердце старого Ростова – уникальный шанс для горожан и гостей города, реализация которого создаст первоклассный туристический ресурс, в настоящее время отсутствующий полностью.

Настоящее Обращение принято на общественных слушаниях

по проблемам территориального развития Ростова-на-Дону,

состоявшихся 07 декабря 2005 года в здании РГЭУ «РИНХ»


Дополнительная информация по указанным вопросам может быть получена по телефонам: 2407096, 89044737376, 89045012216 или по электронной почте.

об организации | карта сайта | новости | контакты | ©2005 НП Ассоциация Граждане Ростова